Мусорный Титаник МПБО-2 пытается договориться с ледяной глыбой НЭО о потоках

pixabay.com
pixabay.com
Чиновники Ленобласти призывают своих коллег из Петербурга обсудить некоторые положение в территориальных схемах в области обращения с отходами, а точнее некоторые места, где петербургский комитет явно отошел от основных правил. И без того буксующая мусорная реформа столкнулась с новой стороной прений, развернувшейся на административном уровне. Не у дел может остаться подведомственный чиновникам 78 региона завод МПБО-2.

Казалось бы, создание АО «Невский экологические оператор» (НЭО), где в равных долях интересы делят как власти Петербурга, так и Ленобласти (под покровительством банка ВТБ и «Интер РАО» ), должно было объединить стратегию реализации мусорной реформы, которая, уже казалось, успела зарасти рудеральными растениями. Однако кроме негодования со стороны жителей 47 региона, опасающихся за свое будущее, свои претензии высказывают представители комитета Ленобласти по обращению с отходами. Глава комитета Анастасия Кузнецова в конце мая обратилась к председателю петербургского комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Александру Герману с просьбой провести совещания в целях урегулировать несколько вопросов, касающихся территориальной схемы в области обращения с отходами.

Проблемы нашлись в различиях между схемой поступающих потоков ТКО и территориальной схемой по обращению с ними. Кроме несовпадения некоторых объектов, намеченных на двух картах, нашлись проблемы и с их назначениями. Так, в уже утвержденной схеме петербургские чиновники отмечали, что обработка отходов не планируется – будет только захоронение. В то время как в проекте схемы по обращению уже фигурируют «Эко Лэнд» и пункт «Уткина заводь» при ООО «Гамма» . Если первый уже в начале 2022 года используется как «мусороперегрузочный пункт», а в последствии воспринимается как «объект обработки», то в случае с «Гаммой» у чиновников есть вопросы к соответствующей лицензии, а точнее к отсутствию данных о ней. Отдельно отмечается, что концепция «мусороперегрузочного пункта» не содержится в 89-ФЗ, регулирующим данный вопрос. Есть претензии и уровню детализации указанных «мусорных потоков».

Не понравились чиновникам из Ленобласти и долгосрочные планы на размещение отходов, рассчитанные на срок с 2022 по 2032 годы. Представители 47-региона просят либо указать укрупненные сведения об общей массе отходов, либо исключить их полностью. Отдельно отмечается несоответствие этих схем с производственными компаниями тарифных кампаний. Авторы обращения напоминают, что все-таки тарифы согласуются с органами исполнительной власти Ленобласти.

Непонимание вызвало и расхождение характеристик планируемых к строительству объектов между теми, что были представлены инвестором и согласованы чиновниками, и теми, что указали в проекте территориальной схемы обращения.

Вопросы действительно стоят обсуждения. Правда заинтересованных жителей региона в дискуссию пока не зовут. На все вопросы от жителей с разными предложениями, просьбами и требованиями представители власти отвечали одинаково, мол все уже согласовано. Поэтому отметим, что текущие разборки – это административный уровень.

А что бизнес? Осведомленные в сфере собеседники больше всего обеспокоены отсутствием планов сотрудничать по этим схемам с МПБО-2 . Если государственное унитарное предприятие, подведомственное Смольному, останется без потоков ТКО, то это приведет к закрытию полигона в Янино-2, проблемам с поисками средств для вывоза отходов оттуда, увольнению сотрудников и целым рядом других проблем. Представители МПБО-2 обращались с запросом на разъяснения такого положения дважды. На вопрос почему чиновники не учли мощности крупного и давно работающего предприятия, был дан сбивающий с толку ответ: вас не указали, потому что вы в другом субъекте находитесь. С этим спорить, конечно, трудно. Однако в этом же перечне существует целый ряд подобных организаций, которые находятся на территории Ленобласти. Например, уже упомянутый «Эко Ленд», имеющий в базу в поселке Большая Ижора Ломоносовского района. Тут чиновникам ничего не помешало пририсовать множество стрелок, обозначающих движения «мусорных потоков».

Для крупного МПБО вопрос стоит остро. Еще в январе прошлого года губернатор Ленобласти Александр Дрозденко на встрече с представителями «НЭО» пообещал закрыть предприятие . У организации также существуют проблемы с ликвидацией накопленных отходов в Янино-2. Подливает масло в огонь, или скорее наоборот, и недавний пожар . Тем не менее в разговоре с нашим журналистом представители завода отметили, что хоть руки не опускают, но готовятся к худшему.

«Сортируем, отбираем полезную фракцию. Направили на полигоны Ленобласти запросы с просьбой принять отходы от сортировки. Регулярно обращаемся в комитет с просьбой оказать содействие. Но, если лишимся работы в будущем году (а обработка и обезвреживание ТКО – наш основной вид деятельности), то будущее предприятия и перспективы исполнения обязательств туманны. Сейчас задействованы только как возчики на подряде у «НЭО». Закупаем контейнеры для раздельного сбора. Планируется их расстановка в Невском районе. Но этих средств, считаем, будет недостаточно для поддержания экономики. Будем действовать дальше, чтобы защитить свое право на работу» – отметили в ГУПе.

Легкость и холоднокровие, с которыми петербургский комитет обрисовал будущее мусорной реформы, лишь настораживает. Например, к 2024 году уже планируется пользоваться только пятью КПО, на которые такую большую ставку делает АО «НЭО». Учитывая, что проектировку и строительство уже передают близким к одному из интересантов нового мусорного оператора «Интер РАО», тяжело надеется на согласованность действий между всеми заинтересованными сторонами.

Знакомых с мусорным бизнесом изнутри настораживают замашки в сторону тарифов. Кроме расхождений с объемами потоков отходов для некоторых объектов, находящихся на территории Ленобласти, уже посчитаны и денежные потоки. Кроме чиновников это возмущает и некоторых бизнесменов, так как, кто-то говорит о явном профиците мощностей, кого-то беспокоит не учет мощностей со стороны 47 региона, которые можно использовать для приема отходов из мегаполиса. Удастся ли поднять этот вопрос на обсуждение пока не ясно.

Редакция Delta.News пыталась связаться с председателем комитета по природопользованию Петербурга Александром Германом с целью получения хоть каких-либо ответов. Сначала он сослался на занятость и попросил перезвонить через час. В последствии его телефон отвечал лишь холодными гудками и сообщениями о том, что абонент вне зоны.

Отметим, что как это бывает с айсбергами все увидеть всю картину сразу почти невозможно. Подводные интересы способны проломить почти любой борт отлаженных связей. Однако, учитывая, как начинался опыт работы по новым правилам, который подарил горожанам термин «мусорный коллапс» , насколько далеко до договоренностей по строительству новых объектов с ленинградцами, а также общее негодование со стороны сторожил бизнеса, для решения всех вопросов от массивности может отколоться значительное количество льда. Как бы льдина ни потеряла равновесие и не растворилась на фоне экологических проблем. 

Contact Person Филипп Крупанин