В Петербурге следователи спасают архитектурные памятники

Делом о незаконном сносе объектов культурного наследия занялся глава Следственного комитета РФ.

Борьба за исторические здания Петербурга достигла небывалого накала. Региональная прокуратура отменила постановление Следственного комитета России (СКР) о возбуждении уголовного дела о сносе особняка Е. П. Салтыковой. Прокуроры не нашли подозреваемых, которых можно было бы обвинить по статье 286 УК РФ – превышение должностных полномочий. Однако глава СКР Александр Бастрыкин намерен привлечь к ответственности чиновников КГИОП , допустивших разрушение исторических зданий.

Председатель СКР Александр Бастрыкин активно подключился к защите исторического наследия Петербурга. В конце августа глава ведомства лично приехал к Дому Салтыковой, дело о сносе которого сейчас расследует спецгруппа в ГСУ Следкома в Москве. При нем были задержаны рабочие, осуществлявшие демонтаж. В то же время сотрудник компании-застройщика Николай Марков , подозреваемый в нападении на активиста Олега Мухина , избежал заключения под стражу. Глава СКР также поручил возбудить против него уголовное дело.

Внимание СК обусловлено массовым сносом исторических зданий в Петербурге. С начала 2022 года были полностью или частично уничтожены здание бывшего Манежа лейб-гвардии Финляндского полка, Васильевский винный городок, торговые бани Якимовой и другие постройки. От бдительных активистов не укрылись общие для всех ситуаций моменты. Например, что каждая постройка вдруг «омолаживалась» с дореволюционной до более современной.

Отказ КГИОП признать здания ценными давал девелоперам основания снести их, чтобы расчистить землю под постройку жилья. Однако заместитель прокурора Петербурга не усмотрел в ситуации вины чиновников. На совещании главы СКР с петербургскими подчиненными стало известно, что он отменил постановление о возбуждении уголовного дела по сносу особняка. Александр Бастрыкин дал поручение обжаловать это решение в вышестоящую инстанцию и заново возбудить дело по тем же основаниям.

Ранее в КГИОП открыто озвучивали позицию о том, что не всякое старое здание имеет ценность. Глава ведомства выступал за пересмотр механизма присвоения постройкам статуса памятника. Так, на сегодня запрет на снос касается всех зданий, построенных ранее 1917 года (для периферии – до 1957 года).

По мнению руководителя КГИОП логичнее разделить здания по архитектурной и культурной ценности. Такая позиция не устроила горожан, ведь «неценные» исторические здания могут лишиться юридической защиты. Обоснованность этих опасений подтвердила текущая ситуация – лишение ценности постройки тут же приводит к ее сносу. По итогам проведенной инвентаризации, в Петербурге расположено около 11 тыс. исторических зданий, не являющихся памятниками. Причем, из них до 20% – низкой сохранности и ценности. При этом остается вопрос, почему внимания чиновников не достается даже тем зданиям, которые очевидно и однозначно признаны объектами культурного наследия. Таковых в городе почти 9 тысяч. Среди них полно тех, что законсервированы и годами ожидают реставрации.

Больше всего ситуация с подобными объектами заметна в городском центре. Так, на пересечении самых оживленных туристических маршрутов вот уже много лет стоит закрытым Конюшенное ведомство. Архитектурный ансамбль имеет статус ОКН федерального значения, а значит, его сохранение – обязанность города. Буквально в 2010 году здесь располагались выставки и проходили мероприятия. Теперь же это аварийная постройка, на территории которой опасно находиться.

Причиной разрушения ценного здания горожане и активисты считают медлительность и непоследовательность чиновников. Постройка была закрыта на реконструкцию, ремонтными работами занимался инвестор. Однако проект заморозили. Власти решили, что город своими силами приведет Конюшенное в порядок, переделав его в выставочное или общественное пространство. Но обсуждение концепции реконструкции затянулось на годы, а потом и вовсе прекратилось.

Отказав нескольким местным инвесторам, город в итоге отдал ценную постройку московской фирме. Компания, ранее занимавшаяся только торговлей продуктами и напитками, получила здание по льготной программе «Рубль за метр». Под нее попадают только аварийные ОКН, но на момент закрытия на реконструкцию 12 лет назад Конюшенное таковым не было. Однако и здесь чиновники оказались не виноваты.

Между тем, даже появление инвестора не гарантирует того, что Конюшенное ведомство наконец-то снова станет функциональным. Об этом говорит опыт других аналогичных ОКН, например, завода «Красный треугольник» или рынка Апраксин двор. Трудности работы с подобными объектами объясняются их внушительными размерами и запущенным состоянием. Проблемы крупных ОКН способны решить только надежные опытные компании.

Однако даже небольшим знаниям-памятникам зачастую не везет. Так, долгие годы стоял заброшенным Дом Брюллова на Кадетской линии. Недавно ему также нашли инвестора по программе «Рубль за метр». Здание небольшое, а инвестор уже имеет опыт работы с таковыми. Поэтому в данном случае вероятность успешности проекта выше.