Заявление о признании банкротом АО «Машиностроение Северной верфи» петербургский арбитраж принял к производству 2 сентября. Основные владельцы компании – АО «Судостроительный завод «Северная верфь» и ООО «НПО «Топаз» Тимура Абдурахманова и Бориса Гринберга. Весной суд ввёл наблюдение в процедуре банкротства другой принадлежащей Тимуру Абдурахманову компании. В Госреестре имеются сведения о владении этим бизнесменом долями АО «ЭФеС Северной верфи» и АО «Антал Северной верфи».
«Нет никакого банкротства…»
Обоснованность претензий кредиторов к «Машиностроению СВ» Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области начнет исследовать 4 октября. На данный момент на сайте суда не указаны суммы претензий к компании, но обозначено количество тех, кто эти претензии предъявляет – их 7, в том числе 6 физических лиц и МИФНС-19. Претензии последней понятны: с точки зрения налоговой, компания задолжала бюджету более 104 млн рублей. Среди частных кредиторов Александр Кряжев, которому, по данным Государственного информационного ресурса финансовой отчетности, к началу 2022 года принадлежали 29% акций «Антала СВ». СПАРК называет Кряжева ещё и генеральным директором ООО «Мортранс», принадлежащего Тимуру Абдурахманову.
По данным «Делового Петербурга», к начала текущего года 29.8% акций «Машиностроения СВ» принадлежали ООО «НПО «Топаз», половиной долей которого владеет тот же Тимур Абдрахманов. Так что, как минимум, один из потенциальных кредиторов в начавшемся банкротном процессе является участником той же бизнес-группы, что и компания, которую хотят обанкротить. Партнер юридической практики консалтинговой компании «Альтхаус» Александр Арбузов говорит, что участие «своего» кредитора в таком процессе может быть вызвано как вполне банальным желанием не потерять внутренние инвестиции, так и стремлением участвовать в принятии кредиторами решений.
«Если вы вложили средства в своё предприятие, выступив таким же кредитором, как и лица со стороны, то почему должны отказываться от них или соглашаться на погашение по остаточному принципу? Чтобы этого не произошло, вам необходимо в установленный законом срок подать требование о включении в реестр кредиторов. Кроме того, включение в реестр даёт вам возможность влиять на принимаемые в отношении должника решения, а при определенных условиях не допустить развитие банкротства по нежелательному для вас сценарию», – говорит юрист.
Впрочем, владелец производственного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (партнер «Северной верфи» по ряду проектов) Михаил Даниленко предполагает, что банкротный процесс «Машиностроения СВ» – лукавство.
«Думаю, находясь в определённых отношениях с головным предприятием и между собой, участники бизнес-группы придумали схему финансового оздоровления компании, снижения или почти полной ликвидации долгов перед Федеральной налоговой службой. Контролируемый процесс продажи оборудования, уверен, в конечном итоге окажется в тех же руках, что и был. При такой незначительной выручке предприятия сложно представить другие причины, из-за которых можно было вдруг задолжать такие суммы при обычной хозяйственной деятельности…», – говорит бизнесмен.
Это уже третья в течение последнего года попытка обанкротить «Машиностроение СВ», в том числе, вторая, предпринятая бизнесменом Константином Чеботаревым, с обращения которого в суд начался нынешний процесс. Оба раза его претензии составили около 410 млн рублей, право истребования которых он перекупил у охранного предприятия «Фард», выигравшего у «Машиностроения СВ» соответствующий арбитражный спор. Две предыдущие попытки начать банкротство компании суд отклонил по процедурным причинам.
Генеральный директор «Машиностроения СВ» Константин Булин сказал, что «нет никакого банкротства» и отключил телефон.
Осколки приватизации
Акционерные общества «Машиностроение СВ», «Антал СВ» и «ЭФеС СВ» – осколки приватизации ленинградского Завода имени Жданова – старое название «Северной верфи». В 90-х годах они юридически обособились и стали заниматься бизнесом самостоятельно на тех площадках «Северной верфи», контроль над которыми им удалось получить.
Сама «Северная верфь» имеет 44.27% в «Машиностроении СВ» и 38.65% в «ЭФеСе СВ». «Антал СВ» – полностью частная компания, акционерами которого Госресурс финансовой отчетности называет Тимура Абдурахманова (41.5%), уже упомянутого Александра Кряжева (29%) и Викторию Лозовую (29%). Так что, все «осколки» ленинградского Завода имени Жданова связаны с бизнес-интересами Тимура Абдурахманова. Сам он общаться с автором текста не захотел и высказал сомнения в том, что его действительно беспокоит журналист, а телефонный мошенник.
«Машиностроение СВ» специализируется на металлобработке, производстве деталей, узлов и механизмов, металлоконструкций из различных сталей и сплавов. Выручка компании за 2022 год составила 147 млн рублей – чуть больше, чем налоговая задолженность, предъявленная в банкротном процессе.
«ЭФеС СВ» управляет недвижимостью, расположенной на бывшей территории Завода имени Жданова. Его прошлогодняя выручка составила 3 млн. В августе 2016 года компания отбила у «Северной верфи» помещения и инженерную инфраструктуру на территории предприятия. «ЭФеС СВ» в результате приватизации стал собственником двух земельных участков площадью 544 и 726 м². Эти пятна «Северной верфи» пришлось выкупить у своей «дочки» для строительства комплекса крупнотоннажного судостроения.
Деятельность «Антала СВ» обозначена в карточке СПАРК как «предоставление прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки», а выручка за 2022 год 10 млн рублей. Чем конкретно занимается компания, не очень понятно.
В пресс-службе «Северной верфи» заявили, что на данный момент у неё нет никаких совместных проектов с этими тремя компаниями.
И «неизвестный подводный объект»
Для Тимура Абдурахманова и совладельца «Антала СВ» Александра Кряжева это не первое банкротство. Петербургский арбитраж с прошлого марта слушает дело о банкротстве ООО «Мортранс», которое специализируется на морских пассажирских перевозках, но фактически в последнее время не подает признаков финансово-хозяйственной деятельности. Компания принадлежит Тимуру Абдурахманову, а возглавляет её Александр Кряжев.
Банкротство «Мортранса» инициировал индивидуальный предприниматель Владимир Зеленов. Осенью 2019 года он приобрел у «Мортранса» танкер речного класса «Эланд» грузоподъёмностью чуть больше 1300 тонн, построенный в Финляндии в 1960 году. Указанная в договоре покупная цена составляла 14 млн рублей. На следующий день после выхода из петербургского порта теплоход чуть на разрушился в Ладожском озере, через которое Владимир Зеленов пытался перегнать его в Ярославль. Предприниматель обратился в Арбитражный суд Ярославской области, где «Мортранс» на протяжении полутора лет доказывал, будто новый владелец неправильно эксплуатировал судно и даже приводил довод о возможном загадочном «контакте с неизвестным подводным объектом». Но суд пришел к выводу, что причиной аварии стало нарушение технологии при постановке «Эланда» в док «Канонерского судоремонтного завода», о чём в «Мортрансе» знали, но скрыли при продаже.
На данный момент в банкротном деле «Мортранса» введено внешнее наблюдение, назначен временный управляющий, а в реестр требований кредиторов, кроме претензий Владимира Зеленова, включены требования той же МИФНС-19 в размере почти полумиллиона рублей недоплаченных налогов.
Публичное акционерное общество «Судостроительный завод «Северная верфь» зарегистрировано в апреле 1994 года. Последняя опубликованная в СПАРКе выручка за 2021 год составила 31 млрд рублей. Компанию возглавляет бывший губернатор Архангельской области Игорь Орлов, она входит в государственную «Объединенную судостроительную корпорацию». «Северная верфь» – один из крупнейших в России производителей кораблей для Военно-Морского флота. В конце августа компания заявила о готовности спустить в начале следующего года на воду фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Исаков» проекта 22350.
Лев Годованник